Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
09:48 

все работа да работа - до семнадцатого пота...

Ну что же. Лето, судя по всему, продолжается. Вещи собраны зпт настроение бодрое зпт трубы паровоза валит дым...
Дела сделаны и не сделаны большей частью, но это не смущает.
Чувствую себя крестьянином,отправляющимся на заработки в город - все новое, незнакомое, да и вообще - бог весть, как там все обернется...
Радует одно - все же буду возвращаться к нормальному существованию. И даже, если меня хватит, конечно, буду делать записи. Этакая получится газета "голос раскопа". Ну, или хотя бы колонка " В яму, грязные свиноеды". Хе-хе.

@музыка: Башаков "Быть знаменитым"

@настроение: кофе со спайсом - источник радости и синих глаз...

03:16 

кремовые шторы...

Я, конечно, не Лариосик, но ощущаю себя примерно как он у Турбиных. Копилка впечатлений пополняется. У меня появилось новое понимание уюта... и это весьма хорошо. Если же прибавить к этому, что наслаждаться уютом мне осталось недолго, то это ощущение становится все более ценным. А скоро - целый месяц (или больше) неопределенного существования, разнообразной работы, отрыва от городской жизни и погружения в совсем иные проблемы... Но это еще не сейчас. Сейчас же - я почти счастлив и доволен своим неспешным и размеренным существованием.

@музыка: Шаов "Мечтательный пастух"

@настроение: дн-3.08 12/303/3/-60/в

23:00 

Чтобы в лесу было сухо, светло... и медведь!

В связи с подступающей осенью, несущей с собой целый букет различных заболеваний, наиболее актуальными становятся советы, как от этих болезней уберечься. Среди профилактических мероприятий встречаются и весьма любопытные - не только экстравагантные, но и испытанные временем. Один из таких "дедовских способов" я и хочу предложить. Любопытнейшее произведение XV века под названием "Евангелие от прях" дает отличный совет, как уберечься от болезней. Там сказано следующее: "тот, кто сумеет девять раз подряд оседлать медведя, тот избегнет девяти пар различных болезней".
Так что, дорогие болящие, - ищите медведей и исцеляйтеся! Вот только это ж надо еще такого квелого медведя изловить, чтобы он позволил себя девять раз подряд седлать...

@музыка: Окуджава "Часовые любви"

@настроение: пойду искать медведЯ

22:52 

симплициссимус-размышления о войнах

Нет, здесь не будет поста о современных войнах, о Грузии и всяком таком. И без меня довольно трепа на эту тему. Я лучше о чем-то давнем...
Так вот, после просмотра одной любопытной картины о времени Наполеоновских войн вновь вернулись ко мне определенные мысли. Если считать, что военное искусство (если убийство масс людей вообще можно назвать искусством) развивалось в соответствии с изменением технологий, то на определенном этапе возникает необъяснимая, на мой взгляд, ситуация. Воинское дело XVIII- первой половины XIX вв. - это время совершенно нерационального использования людских ресурсов. Во-первых, солдата учат сражаться в четком строю, покинуть который никак нельзя и где нельзя даже кричать "ура". Причем, если дело доходит до рукопашной, строй становится не нужен. Он нужен лишь для кучной стрельбы и для медленного марша на вражеские позиции. Редкостный идиотизм. Плотный строй людей, не пригибаясь, идет медленным шагом под пулями и картечью на вражеские позиции. Мало того: каждый еще одет словно солдатик из коробочки - форма с ненужными элементами, на лице пудра, на голове - напудренные опять же букли, или косичка, шею натирает подголовник - чтобы храбрый вояка не мог опустить голову. Удивительное зрелище...
А объяснение этому только одно. В это время солдат - это не человек. Это кукла, игрушка в руках полководца, которому нравится расставлять цветные фигурки на поле боя. От игрушки требуется одно - выглядеть как надо и быть послушным игроку. А итогом этого отношения - мясничество, которое язык не повернется назвать сражением. Зато со стороны - весьма и весьма красиво. А красота, как всем известно, требует жертв.
Нет, я не хочу сказать, что потом все стало лучше. Но все же... Рассыпной строй потребовал от каждого солдата думать самостоятельно и самостоятельно спасаться. А это все же предоставление - пусть маленького - но шанса. И это прекрасно - когда хоть в чем-то человек может думать своей головой... я думаю, так.

@музыка: Burt Ambrose & his orchestra "the clouds will soon roll by"

@настроение: ах, этот свингский джазззз

01:32 

Зихуатанео...

Вот. Это то, чего сейчас хочется больше всего. Поехать в место, где нет памяти. Куда-нибудь на берег океана, туда, где не был никогда. Где все другое. Где люди выглядят не так, и говорят не так, и даже думают во многом иначе. Да и людей там совсем немного. Только берег океана - влево и вправо. Полоса белого, горячего песка и бескрайнее голубое одеяло воды. И одиночество. Чем же ты будешь заниматься там, Джо-Лимонник? Ничем особенным. По-видимому, строить лодки и приглашать друзей. Да. Строить лодки. Долго, очень долго, шлифуя и доводя до совершенства свои творения. Выпиливать шпангоуты, распаривать, гнуть, выбирать пазы в досках обшивки... Ездить в городок, покупать рулонами миллиметровку и карандаши, выдумывать обводы для все новых лодок. Красить, лакировать, шить паруса... Достойное дело. Никому, правда, не нужное. Никому, кроме меня самого. Исцелиться от памяти - достойное дело. А одиночество... это можно перетерпеть. Если заниматься любимым делом.
Вот так-то. Зихуатанео. Как все же быстро меняются мечты. А ведь еще недавно я мечтал о Золотом Озере. Там, кстати, тоже были лодки. И немного людей. Почти то же самое, за одним маленьким исключением...

@музыка: "Осень" Тол Мириам

@настроение: в-форточку-задумчиво-курительное

02:35 

все, о чем так долго мечтали большевики...

Не знаю, как большевики, а я мечтал о новой книге Эко. и я-таки ее прочел. "Таинственное пламя царицы Лоаны". Книга хорошая (а когда Эко писал плохие?) и мне очень даже понравилась. Вот только жаль, что она не столь исторична, как предыдущие. "погружение в историю" получилось неглубоким. Впрочем, автору этого и не требовалось. Упор, очевидно, был на общие для него и многих его читателей воспоминания, на саму природу воспоминаний, механизмы памяти, ее виды. Поэтому действие происходит с героем современного мира, а исторический экскурс совершается лишь во времена его детства - главным образом, в годы второй мировой. Я читал, и никак не мог отделаться от ощущения, что это снова Бельбо рассказывает о своем детстве. Действительно, много схожего. Только из Бельбо воспоминания вытягивались клещами и составлялись из осколков, а здесь герой, напротив, жаждет сообщить их нам. Жаждет, но... не может. Он силится вспомнить свое детство, но в результате заново воссоздает его, создает собственную интерпретацию на основе источников. Вот поэтому эта книга все же для историков. Она не об исторических фактах, не об особенностях менталитета, не о создаваемых концепциях, не о возможностях подачи материала - она о методе исторического исследования.
P.S.
Жаль только, что понять и прочувствовать эту книгу до конца отечественному читателю будет крайне сложно. Сложно представить себе ту итальянскую реальность середины XX века, те маленькие "зацепки", "приметы времени". Они незнакомы нам, у нас в это время были совсем другие приметы...

00:18 

дирижопль


Автор одного весьма популярного произведения как-то задавался вопросом от имени своего не менее популярного героя: что чувствовал Амундсен, перелетая на своем дирижабле через Северный полюс? Казалось бы: какой момент! Как долго шло к этому человечество! И вот люди наконец могут полюбоваться на эту зачарованную точку, на пуп земли! Однако, ничего этого не было. Ни восторгов, ни оваций, ни шампанского. Ничего. Да и место-то оказалось самым обычным - лед, трещины, торосы. Точно также как на несколько сотен километров южнее.
Вот и я сейчас чувствую себя... даже не Амундсеном, а его дирижаблем. Летишь, шумишь моторами. Под тобой место, которое что-то значит, к которому ты сознательно шел.Можно сказать, что твое рождение было запланировано специально для полета к этому месту. Однако ничего такого в этом месте ты не почувствовал. Работа продолжается - надо еще долго одолевать километры, шуметь мотором для того, чтобы прилететь к финишу. И вот тогда - тогда, может быть, будет шампанское, речи, вечная слава и все такое прочее. Но все же ты знаешь - там,на финише - это будет уже ерунда, шелуха. А вот сейчас был настоящий момент. Твой момент. Когда ты достиг того, к чему стремился. И пусть этой цели пока не видел еще никто, кроме тебя. И нет свидетелей, что ты ее достиг. И тебе это придется доказать, там на финише. Лишь там они поверят тебе. Но себе, себе ты уже доказал, что стремился не зря, что смог осуществить,то что так долго представлял, к чему шел с упорством и упрямством.
Настоящий, незаметный момент....

@музыка: "Осень" Тол Мириам

@настроение: а завтра - все же на природу!

20:50 

железный конь идет на... смену

Сегодня оседлал железного коня. Впервые, между прочим, за все это лето. Дай, думаю, пока погоды стоят замечательные, прокачусь по парку. Сказано - сделано. Только погоды-то замечательные всего как один день стоят, а до этого были они премерзкие. Натурально, все в парке развезло, кроме асфальтовых дорожек. Да и дорожки эти... В общем, в связи с ними вспоминается только словосочетание "асфальтовые озера". Вот объезжал я эти озера, объезжал, да и заехал явно не туда, куда стремился. Плюс к тому позабыл я как в этом парке требуется блудить правильно. Вот и заехал, натурально, в самую перть. Дорожек нет, одни тропинки. Причем, мало того, что они полуподводные тропинки, заросшие по бокам крапивой, так к тому же, еще и неизвестно куда ведут. Кто их прокладывал? Ну скажите, зачем нужна тропинка, которая километр ведет прямо, потом сворачивает налево и ныряет в глубокий овраг; там делает петлю и возвращается к себе же?!
Тем не менее, приехав домой как свежеобразованный князь Жупел, я ощутил блаженство. Что называется: если вы тесно живете, заведите себе козла... В моем случае - коня. Железного.

04:57 

мойры, парки, норны...

Как лучше назвать их? Да как не назови, суть все та же. И жизнь, похоже, сложилась так, что вокруг меня сейчас собрались все три. Они, то есть их эманации, окружили меня - одинаковые, как сестры-близнецы и все же такие разные. Теперь это не просто отвлеченные понятия, не персонификация абстракций, нет. Они живые, теплые, дышащие. И разные. В облике, действиях, чувствах - во всем разные.
Клото - мое прошлое, определившая мне нить, вдоль которой я иду по этому бесконечному лабиринту. И с каждым моим неуверенным шагом во тьму она - все дальше. И все же рядом. я до сих пор помню в деталях, как она вручала мне жребий и чувствую шелковую нить в руке. Тогда она казалась прочнее, чем есть.
Вот Лахесис - она идет рядом и поддерживает под локоть. Иногда это злит и я пытаюсь высвободить руку, а она лишь смеется. Ее шаги сливаются с моими, и в такт им она неспешно отматывает нить. Вот еще виток распрямился и лег под ноги, став на мгновение настоящим. Еще шаг - и он отошел в прошлое, оставшись лишь в памяти.
И я делаю шаги, зная, что где-то впереди - она - Атропос. Я совсем не знаю ее, но почему-то уверен, что высматриваю впереди именно ее. В моем случае она - это вовсе не то, что у старика Гесиода. Скорее, она - это возможность. Возможность чего? Сам не знаю. Может быть, взять другую нить, или расцветить эту яркими красками, или выйти из проклятого Кносского дворца, хотя бы на время, хотя бы просто в солнечный колодец. И я делаю шаг за шагом во тьме лабиринта, надеясь, что там меня ждет она.
Милые мои мойры... Или парки? А может, и вовсе - норны?

@настроение: Ара! ссвэт уже все замэтнее!

14:00 

У нас уже осень... Хотя еще август

Как ни грустно это сознавать, но лето пошло на убыль. Скоро, уже очень скоро придет осень - с дождями, делами, листопадами, незванными мыслями. Накопившиеся за лето гордиевы узлы потребуют срочных и соломоновых решений.
А как бы хотелось туда, где осень ничем не отличается от лета.

@музыка: Калугин "Перечитай"

@настроение: все у нас через картину К. Брюллова - через "Всадницу"

03:46 

а теперь - вне игры

Отчет игрока:
Товарищи! Игра, о которой мы так долго говорили, все же свершилась. И это хорошо. Я считаю, что сам выезд команды уже показатель того, что хотя бы часть наших желаний воплотилась в жизнь. Я был крайне рад провести вместе со всеми вами неделю в походных условиях. Мне было приятно готовиться к игре и играть с вами. Заодно хочу попросить прощения у членов команды за свое поведение. Простите, если кому нагрубил или обидел – уж очень нервная выдалась подготовка.
По разным причинам – зависящим от нас или нет, игра прошла не совсем гладко. Что касается причин, зависящих не от нас, - говорить об этом не стану. Тем не менее, по моему мнению, если бы организация подготовки и игры команды была лучше, нам удалось бы поиграть несколько дольше и продуктивнее. Считайте это не упреком, а предложением вместе разобраться в наших косяках, дабы на будущих играх они не повторялись. Соберемся для этого где-нибудь в конце августа, а?
Хочу поблагодарить:
Таурандира - ты был весьма представительным лордом, благодаря твоим действиям имя Бар-Эммон стало звучать правильно.
Рин – за поставку ценных кадров в команду, помощь в строяке (ты, действительно, была ездовой леди!) и ведение политики
Сэт – если бы у меня была такая дочка, я бы гордился!
Нимарин – за постоянную готовность помочь и в особенности – за котты
Нарфина – лучшего мейстера нельзя и представить! (Три баркаса прощаются)
Сёдзё – твои персонажи были многогранны – немного смешные, но в то же время пугающие. Они позволяли втянуться в игру.
Бейзила – за организацию караулов и внятное командование
Пана Янека – за разнообразную информацию, песни и беседы (а кривятичи все же аннексировали Сходню)
Некроса – за то, что помог разобраться с экономикой
Лизу – за терпение в изготовлении тетивы и стрел (пусть их не пропустили, они все равно были хорошие)
Айлэмэ – за героизм, поскольку накормить (и вкусно накормить!) эту ораву – это практически подвиг
Гхаша – за пополнение казны посредством гешефта с лодкой
Дарта – за инженерную мысль и таджикское трудолюбие
Шнапса – рум оказался отличным (моему горлу уж точно помог). На следующей игре точно пригодится.
И еще раз - большое спасибо всем членам команды! Из нас получился отличный «безумный Бар-Эммонский батальон»!

@настроение: филантропическое

15:34 

задача один (то есть первая часть отчета с "Времени королей")

Мое имя Арлан Вейт и я алкоголик кастелян замка Острый Мыс, принадлежащего лорду Дюраму Бар-Эммону. Здесь излагается то, как я увидел события войны королей и то, что они принесли нам.
Я не участвовал в этой войне: не брал Королевскую Гавань и не осаждал Харренхолл, поскольку собственное здоровье и дела замка, боюсь, до конца жизни приковали меня к жизни внутри его стен. Моей обязанностью стало поддерживать заведенный порядок во время войны таким же, как прежде - во время мира. Думаю, что в целом это удалось. Когда в замке появлялись гости (а их было довольно много - Селтигары, Флоренты, жрецы Рглора) мы всегда могли обеспечить им достойный прием - разместить и накормить. Дела повседневные также шли своим чередом. Крестьяне ловили рыбу, запасы внутри замка преимущественно росли. Удалось даже несколько пополнить казну, продавая продовольствие путешественникам. Правда, пришлось несколько потратиться на оснащение воинства лорда, когда он отправился на помощь королю Станнису, а также на оплату услуг шпионов, собиравших для нас важные сведения. Надо сказать, что сбор всевозможных сведений, полезных дому Бар-Эммон, стал на время войны моей второй задачей. Так что пока лорд воевал в землях Вестероса, мы с леди Карен, милостиво допустившей меня к обсуждению политических вопросов, пытались извлечь выгоду из сложившейся ситуации для дома Бар-Эммон. В частности, очень много полезных сведений получили мы от допроса пленных, захваченных в Королевской Гавани.
К сожалению, да простят меня Семеро за такие слова, война закончилась слишком быстро, и мы не успели реализовать наш план, по которому Бар-Эммоны стали бы одним из великих домов. Впрочем, это можно будет сделать и в мирное время, поскольку лорд Дьюрам теперь знаменосец не лорда, но короля Станниса, как его предки, бывшие в свое время прямыми вассалами Таргариенов.
И как только это случится, и каждый, принадлежащий к дому Бар-Эммон, повысит свое положение, я обращусь к моему лорду и попрошу выдать замуж мою дочь Фиону (по крайней мере, все считают ее моей дочерью) за какого-нибудь рыцаря. И лорд не откажет, поскольку, я уверен, что он заинтересован в счастье своей первой, пусть и незаконнорожденной, дочери, не менее, чем в счастье второй.
Для себя же я ничего не стану просить, поскольку процветание дома, которому я служу и есть лучшая для меня награда.
Кастелян замка Острый Мыс
Арлан Вейт.

01:40 

Скільки не вертався...

Я вернулся. Это не значит, что меня не было дома аж со времени последней записи. Напротив, большую часть этого времени я провел именно дома. Но добраться до дневника просто не хватало сил\желания\желания писать\мыслей вообще - нужное подчеркнуть.
Теперь же я вернулся и готов вновь писать сюда, все, что взбредет в голову. Можно даже подбавить пафосу и сказать, что я вернулся из странствий по миру реальному в свой виртуальный дом. Вынес ли я что-то из своих путешествий? Стал ли умнее? Изменился ли вообще?
А пес его знает... Поживем - увидим.

@настроение: бесссоница в летнюю ночь

@темы: сигареты кончились

17:47 

метафорические размышлизмы

Почему же нет в моей душе какого-нибудь стального стержня? Стержня, который притягивал бы меня к магниту какой-нибудь важной жизненной цели, который дал бы необходимую порой жесткость моим действиям, который позволил бы работать долго и упорно, не расслабляясь. Но такого стержня у меня, увы, нет.
Где бы его достать?

@настроение: па-а-аршивое

11:30 

Праздник!

О да! Сегодня поистине великий день! Настоящий праздник. Красный день календаря.
Но не потому что выходной. И не потому что в метро дежурят милиционеры в белых рубашках, а к автобусам прикреплены трехцветные флажки. И не потому что я испытываю какие-то особенные чувства к нашему государству в этот день.
Это праздник просто потому, что мой ЖЭК (или РЭУ, или ДЭЗ - никогда не знал, как сие правильно называется) решил совершить в этот день невозможное - дать горячую воду!
Почти на неделю раньше положенного. Вот так, товарищи. Я кажу Ура! Хай здравствуе!

@музыка: Седьмая вода "Буно Сера"

@настроение: свежевымытое

19:38 

ну ладно, ладно, убедили

О, да вы - историк.
image Нет ничего скучнее толпы, историю творят личности. А вы, безусловно, личность с легкой такой манией величия, но кто посмеет сказать, что у вас нет для этого повода? Правда, порой вам кажется, что вы слегка опоздали родиться. Словно изысканный аромат вам кружат голову дела дней минувших, грохот былых сражений и интриги политиков и королей. И только дураки способны путать этот утонченный запах с запахом нафталина. Ведь вы знаете точно: у народов, позабывших свою историю, нет будущего.
Пройти тест

@музыка: Statler Brothers "Flowers on the wall"

@настроение: уже вечер, осталось чуть-чуть

03:12 

когда хозяйка взяла верхнее "до" - проснулся и сказал: "Впустите собаку!"

Ах, дамы и господа! До чего же я люблю петь. Петь, не имея голоса (совсем) и слуха (надеюсь, что не совсем). Петь без аккомпанемента, поскольку я не играю ни на чем, а кто-то другой аккомпанировать мне вряд ли станет. Петь, когда у меня хорошее настроение и когда невыносимо плохо. Могу петь часами - личный рекорд - четыре с лишним часа (мог бы и дольше, но надо было спать). Что я тогда пел? да все, что вспоминалось и подходило к настроению. Жанр абсолютно не важен. Главное, чтобы текст при первом прослушивании царапнул душу. Вот тогда я выучу текст (точнее, они как-то сами учатся) и исполню - для себя, в одиночестве. Если пойдет - значит. можно представить и друзьям. А как хорошо, когда с тобой вместе поют хорошие люди, которые никогда не скажут тебе: "ну, поешь ты, братец, отвратительно, так что лучше молчи".
Люблю за это экспедиции. Именно там я впервые почувствовал, что могу петь на людях. Очевидно, остальные также осознали это в экспедициях. С тех пор пение, причем чаще без музыкального сопровождения, - "визитная карточка" нашей экспедиционно-ролевой компании. Причем песни малосовременные, малознаемые и узко-специфические.
А еще люблю песни на разных языках - но песня обязательно должна выражать суть этого языка и культуры народа-носителя. Ирландские, бретонские, норвежские, провансальские, сербские, польские - и конечно украинские. На украинские песни я, видимо, "подсел" основательно (притом, что в детстве их не любил). Что ж це таке, интересно, - генная память?

@музыка: Брегович только-только доиграл

@настроение: душа просит песни, а окружающие - тишины

15:17 

продолжение фигуры первой

00:33 

Фигура первая, р-р-романтическая...

Все никак не мог выбрать время для написания и размещения обещанного текста. Хоть и не закончил, но томить более не буду. Выкладываю серию первую.


Зеленые холмы, виноградники, дубравы, небольшие речушки. Юго-Запад Франции – вот место, о котором пойдет речь. Итак, в нынешнем департаменте Дордонь, а конкретнее в Перигоре, а если еще более конкретно – то в его части, именуемой Perigord Noir, в двадцати одной миле от Перигё расположен живописный холм, на котором возвышается замок. Вот этот



Если вы решите, что это годы сильно изменили его внешний вид, то явно ошибетесь. Замок этот был выстроен в XVII веке и сохранился практически без изменений. Замок, хотя вернее было бы назвать его дворцом, называется Аутфорт, служит местной достопримечательностью и украшением всей Дордони. Но нас интересует вовсе не он. Нам не будет дела до его ворот, башен, помещений. Важны лишь две вещи – его имя и место, на котором он стоит. Ибо это имя – Аутфорт, или же Хаутфорт, или же Аутафорт - звучало в этих местах задолго до возведения сей псевдотвердыни. Это имя носил замок, куда более скромный, но гораздо лучше приспособленный к условиям времени постоянных междуусобиц – баронских файдов. И замок, и файды сыграют важную роль в нижеописанной истории.
Замок Аутафорт был построен, очевидно, еще в IX веке. Первое точное упоминание о нем в хрониках относится к 987 году. Примерно с этого времени замком владели различные ветви семейства лимузенских сеньоров по фамилии Lastours. Сложно сказать, каким именно образом, но во второй четверти XI века Аутафорт перешел к супружеской паре – Бертрану и Эрменгарде де Борн. В сороковые- пятидесятые годы у них родилось трое детей – Бертран, Константин и Итиер. Самому старшему из них и суждено было прославить этот довольно небогатый род.
Вот здесь и выходит на сцену главный герой этой истории – аквитанский сеньор, рыцарь и трубадур – Бертран де Борн. Известно нам о нем немного, даже годы жизни его весьма примерны: 1145-1215. Портрета, разумеется, также нет, но вот каким изображает его автор сборника житий трубадуров

Фигура этого человека привлекала внимание многих людей искусства, причем образ Бертрана чаще всего рисовался ими довольно темными красками. Начало этой традиции положил Данте, представив Бертрана олицетворением определенного греха и потому подвергаемого мукам в восьмом круге ада – вместе с теми, кто сеял раздор при жизни – с Магометом, Моской и прочими (вот такую теплую компанию подобрал Данте трубадуру):



118 Я видел, вижу словно и сейчас,
Как тело безголовое шагало
В толпе, кружащей неисчетный раз,

121 И срезанную голову держало
За космы, как фонарь, и голова
Взирала к нам и скорбно восклицала.

124 Он сам себе светил, и было два
В одном, единый в образе двойного,
Как - знает Тот, чья власть во всем права.

127 Остановясь у свода мостового,
Он кверху руку с головой простер,
Чтобы ко мне свое приблизить слово,

130 Такое вот: "Склони к мученьям взор,
Ты, что меж мертвых дышишь невозбранно!
Ты горших мук не видел до сих пор.

133 И если весть и обо мне желанна,
Знай: я Бертрам де Борн, тот, что в былом
Учил дурному короля Иоанна.

136 Я брань воздвиг меж сыном и отцом:
Не так Ахитофеловым советом
Давид был ранен и Авессалом.

139 Я связь родства расторг пред целым светом;
За это мозг мой отсечен навек
От корня своего в обрубке этом:

142 И я, как все, возмездья не избег".

Откуда же Данте мог узнать о столь неблаговидных поступках Бертрана де Борна? Очевидно, что он был знаком с провансальской лирикой и воспользовался все тем же собранием житий, где о нашем герое сообщается следующее:
«Бертран де Борн был дворянином из епархии Перигорд, владетелем замка Отфор. Он все время вел войны с соседями: графом Перигордским, виконтом Лиможским, своим братом Константином и Ричардом (Львиное Сердце), когда тот был еще графом Пуатье. Он был хорошим рыцарем и хорошим воином, хорошим любовником и хорошим, мудрым, красноречивым трубадуром; он умел быть и злым и добрым. Когда он хотел, он всегда был хозяином короля Генриха Английского и его сына. Он всегда плел интриги, чтобы продолжать войну между ними, между отцом, сыном, братьями, одним с другим. Он хотел, чтобы король Франции и король Англии всегда были в состоянии войны друг с другом. Если между ними был мир или перемирие, он тут же старался, посредством своих сирвент, нарушить мир и показать, как каждый из них был опозорен этим миром. От всего этого у Бернара было много удач и много неудач».
Отсюда: www.russianplanet.ru/filolog/trubadur/12.htm
Но правдиво ли это описание? Сложно сказать. Оно было составлено ближе к середине XIII века, то есть уже после смерти всех действующих лиц этой драмы. Сложно сказать. Чем руководствовался автор жития Бертрана, поскольку упоминаний о нем до нас дошло крайне мало. Поэтому неоднократно предпринимались попытки восстановить его биографию, а также мотивы его поведения по его произведениям. Наиболее известным, пожалуй, является вот это, которое и вызывает нездоровый интерес к личности этого трубадура.

Мне нравиться веселое пасхальное время,
Которое приносит с собой листья и цветы;
И мне приятно слышать радость
Птиц, которые оглашают
Песнями рощу.

И нравится мне видеть на полях
Поставленные палатки и шатры;
И я чувствую большую радость,
Когда вижу выстроенных в поле
Вооруженных всадников и лошадей.
И мне нравиться, когда дозорные
Заставляют бежать людей с их добром,
И мне нравится, когда, позади них,
Вижу, как идут много вооруженных людей.

И я радуюсь,
Когда вижу осажденные мощные крепости
И сломанные, обрушившиеся стены,
И когда вижу армию на берегах,
Окружающих ров (с водой),
И палисады, закрытые крепкими кольями.

И также мне нравится, когда сеньор,
Первый в атаке,
Едет верхом, вооруженный, без страха,
Таким образом придавая смелость своим
Собственной доблестной отвагой,
И потом, когда битва началась,
Каждый должен быть готов
Следовать за ним охотно,
Так как ни один мужчина ничего не стоит,
Пока не получит и не нанесет многие удары.

Как горы оружий, цветные шлемы
И щиты режут и ломают,
(это) мы увидим в начале битвы,
и как многие рыцари вместе бьются,
и как разбегаются куда глаза глядят
лошади мертвых и раненых (воинов);
а когда он войдет в битву -
каждый доблестный человек -
пусть он думает о крушении голов и рук,
ибо мертвый (воин) стоит больше,
чем живой, но побежденный.

Я вам говорю, что не нахожу столько удовольствия
В еде, питье и сне,
Чем когда слышу, как кричат "К ним!"
С обоих сторон, и как ржут
Лошади, пустые, в тени,
И как кричат "На помощь!", "На помощь!",
И когда вижу, как падают у рва
В траву большие и малые,
И когда вижу мертвых,
С обломками копий с флагами, в боках.

Вот именно из-за этого и подобных произведений, «где воспеваются ужасы войны», а также тона жития, Бертран приобрел славу одержимого войной, или вовсе – человека с явными отклонениями в психике.
Но можем ли мы мерить человека другой эпохи собственной психологической меркой? И если считать отклонением неадекватность окружающей действительности, то был ли он неадекватен тому, что творилось вокруг?

Что же двигало этим рыцарем-трубадуром? Зачем ему понадобилось вносить смуты в семейство Генриха II? Зачем вести постоянные войны? Думаю, что ответ существует. Земля, земля и богатство, что она дает. И не просто земля – замок, собственный замок.
А как же Аутфорт? - спросите вы. Но, так уж случилось, что хоть Бертран и был старшим сыном, по желанию отца замок был завещан Бертрану и его брату Константину в совместное управление. Произошло это где-то в середине 60-х гг. Сложно сказать что-либо по поводу Константина, но Бертран желал править Аутфортом в одиночку, что и доказал впоследствии своими действиями.
С уверенностью говорить о том, что подвигло Бертрана на войны с соседями – виконтом Лиможским и графом Перигорским – мы не можем, однако подобные стычки - файды были нередкими среди баронов. Тем более, что земли де Борнов были расположены на границе Перигора и Лимузена и, вероятно, представляли интерес для обоих соседей.
Вот здесь хорошо видно, где находился Аутфорт – на восток от Перигё, у самой границы.

Что же до участия Бертрана в войнах более крупных, а также его отношениях с семьей Генриха Плантагенета – об этом в следующей серии.

@темы: мини-жзл

00:35 

дорогая передача...

Писать что-то личное надоело, тем мало, злободневности никакой. С другой стороны - писать вовсе о чем-то постороннем - еще того хуже. Поэтому симъ постомъ мастер Гамбс в моем лице открывает целую серию размышлизмов о людях, которые ему (мне) особенно интересны. Разумеется, в основном, это будут портреты средневековых европейцев, тут уж ничего не попишешь. Некоторые из них известны довольно широко, некоторые практически позабыты. Мной же они любимы одинаково. Почему? Терпение, только терпение...

Ба-альшой Синий Мимикродон

главная