• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:05 

на фоне истерии

Вспоминается старая шутка: "товарищ курсант! почему вы пришли на занятия в штанах наиболее предполагаемого противника?". По-моему, она применима к настоящему времени и политической ситуации.
Вообще, я не говорю о своих политических убеждениях, ибо их, как системы, не существует. Но, случайно прочитав одну (из многих) статью в газете, хочется высказаться. Сколько можно впадать в истерику при слове "Америка"? Сколько можно сравнивать Нас и их? Сколько можно говорить о столкновении интересов, о роли России в международной политике, о ее мессианской роли? Порой мне становится страшно... Я помню, как в сентябре 2002 года минимум половина моих знакомых ходила со счастливым выражением лица - дескать, это здорово, что неуязвимой Америке так досталось, так им и надо! И дальше - больше. Истерия нарастает - со страниц газет, с экрана телевизора, со всевозможных сайтов - отовсюду капают на мозги: "они плохие, они захватили Мир, но мы готовы дать им отпор!". Пока это говорят политики, я спокоен - они вообще много говорят. Но когда эту мысль, уже упрощенную донельзя и возведенную в максиму начинают повторять на улицах...Тогда вспоминается оруэловский "Скотный двор", где обученные овцы блеяли подобное "Четыре ноги хорошо, две - плохо".
Это ужасно, когда известный и популярный сатирик говорит на всю страну об ущербности западной культуры и о величии русской души. Когда о "национальных идеях" рассуждают с матом и в смысле "вот мы им всем...".
Образ врага... он уже сформирован, пропаганда уже и не требуется, как не нужны уже специальные призывы к сознательным гражданам мочиться на американское посольство. Все уже готово: полки построены, пушки заряжены, барабанщики приготовились, трубачи готовы играть "атаку". Но нет, сейчас это выглядит далеко не так красиво: объявление во всех СМИ, вылезающие из всех подворотен националисты всех мастей, машущие флагами, на многих из которых красуется свастика, подростки, идущие громить макдональдсы, человек в бункере, нажимающий кнопку...

Надеюсь никогда не увидеть этого.

@музыка: "What a wonderful world" - несмотря ни на что

@настроение: зол, и весьма...

02:42 

что Вы видели во сне? - Берег, ивы при луне...

А мне сегодня приснились отнюдь не ивы, а какой-то южный город - с невысокими домами из белого камня, во внутренних двориках которых темная зелень деревьев расцвечена мандаринами, а трава под ними из-за светотени кажется пятнистыми коврами. Улица - неширокая, пыльная, с брусчатой мостовой, людей не видно - они в своих домах: где-то раздается смех, где-то играет музыка. Воздух дрожит и плавится от жары. От солнечного света слепит глаза и небо кажется выцветшим и полинялым. И легкий, почти неощутимый бриз с морским запахом - йода, соли, водорослей на берегу... А я иду себе неторопливо, по длинной, слегка извилистой улице этаким полуденным бесом...
Хорошо... Только есть ли где такой город?

@музыка: "Рио-рита" (в голове)

@настроение: жить бы так...

14:26 

из детства

Не было гвоздя - подкова пропала,
Не было подковы - лошадь захромала,
Лошадь захромала - командир убит,
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
потому что в кузнице не было гвоздя!

Знакомые сихи? Да-да, это Маршак. Помнится, была у меня в детстве книжка с его стихами, и среди прочих было и вот это, которое называется "Гвоздь и подкова". Тогда я не особенно задумывался над смыслом стихов, и вообще мне представлялось, что речь идет о гражданской войне - там на картинке были красные кони и люди, возможно даже, что в буденовках.
Как я узнал значительно позднее, это средневековая английская считалочка. Вот и взглянул на нее другими глазами. Вот только так и не смог до конца понять, о чем она? О том, что из-за нерадивости одного человека могут пострадать многие? или о том, насколько важна маленькая и незаметная деталь?
А может быть, и еще шире, - о том, как ничтожные причины приводят к великим следствиям?

@музыка: Канцлер Ги "Песня первого менестреля"

@настроение: да позадумался, но сыр жую исправно...

00:51 

странное слово "дезигн"

Наверное, у каждого человека бывает настроение, когда художественная его составляющая рвется наружу, появляется потребность что-нибудь украсить, сделать из обычной функциональной вещи произведение искусства. Так и появляются резные чесалки для спины, орнаментированные ложки и прочая, прочая...
Есть и у меня давняя мечта. Я бы хотел сделать книгу. Рукописную. На пергаменте. С цветными инициалами, вставками, титульными листами. И чтобы переплет из досок, обтянутых кожей, украшенный сканью и камнями.

@музыка: Мельница "Сэр Джон Бэксворд"

@настроение: тунеядческое (или тунеядское?)

03:29 

чтиво? или литература?

Нашел новую для себя книгу - "пришествие короля" Николая Толстого. Это, как бы так сказать... роман из серии артурианы, но основой под собой имеющий... нет, не Томаса Мэлори. И не романы о короле Артуре. И даже не Гальфрида Монмутского - а еще интереснее - валлийские предания о Мирддине Диком, то есть прообразе Мерлина. Более того, книга отягощена (именно это слово во всем его неоднозначном значении) множеством отсылок к истории и литературе Уэльса и, в меньшей степени, ирландским сагам. Сам же сюжет - не особенно сложен, но язык, подражание стилю... Один из комментаторов задал вопрос (как раз по поводу сложности языка): а для кого эта книга написана? И не надо быть провидцем, чтобы сказать - да, у этого произведения не будет широкой аудитории. Но, если верить теориям об "идеальном читателе", то таковые, пусть хотя бы несколько, найдутся. Мне, к примеру, очень интересно читать и находить в тексте, "что и откуда берется". И хотя я, увы, разбираюсь в валлийской традиции недостаточно хорошо, но тем большее удовольствие получаю, когда могу угадать источник того или иного пассажа.
Подобное наслаждение испытывал лишь, читая "Баудолино".

@музыка: "Седьмая Вода" - "Буно Сера"

@настроение: пора спать, спать... хр-р-р...

02:51 

о характерах героев и автора

Перечитал сегодня "Этюд в багровых тонах" и "сокровища Агры". При том, что цикл рассказов о Холмсе я перечитываю периодически, эти вещи не перечитывал с детства. Да и в детстве они не были любимыми. Потому соответственно многие мелочи и детали забылись. В результате появились некоторые новые мысли по поводу характеров героев. Вот, например, Холмс. Все помнят его сравнение человеческого мозга с маленьким чердаком, куда глупец сбрасывает все подряд, а человек мыслящий - только необходимую информацию. Однако по ходу повествования образ менятся -Холмс довольно свободно рассуждает о литературе, философии и музыке. Что же, он в первом случае просто рисовался? или выдавал желаемое за действительное?
Второе наблюдение - в книгах полно "язв империализма". Это и описание Сипайского восстания, и особенно энциклопедическая статья о жителях Андаманских островов, да и много чего другого.
И наконец, последнее. В моментах, где приводятся газетные статьи, здорово спародирован стиль и направленность главных лондонских газет того времени. Вот и непонятно - это что, было еще и "произведение на злобу дня"?

@музыка: радио накрылось - поэтому никакой

@настроение: зимняя ночь, а кажется, будто полярная...

23:41 

Есть на Волге утес...

меня порой до крайности удивляет человеческая мысль. Из насущной необходимости порой рождаются прекрасные вещи. Вот, к примеру, это:



Не секрет, что замок создавался для конкретных целей и вряд ли кто-то задумывался о его красоте. Но он прекрасен. А сколько ассоциаций порождает! Замки, давно уже никому не нужные, стали для нашей современной культуры своеобразным символом, значений которого - великое множество. И что особенно хорошо в этом замке - он не был перестроен в дворец, как это произошло со многими другими. Дворец - это тоже символ и неотъемлемая часть истории, но более поздней, более безопасной эпохи, культуры "наружу". Здесь же - простота, функциональность, надежность. Ни одной лишней линии, все продумано, рассчитано, проверено многими поколениями. Параметры замка, материал - словом, все - определено только одним - условиями той местности, где он был построен.
Пожалуй, именно так я и понимаю гармонию. И пусть современный человек будет не в восторге от замка (не как символа, а как места для проживания) - мол, уныло, в щели дует, нормального отопления нет, клозет в виде будочки над стеной и все это стекает потом в ров...ну, и так далее. Но это не значит, что он негармоничен. Это мы, увы, больше не гармонируем с замками. А он, вглядитесь! - в полной гармонии с пейзажем.

@музыка: Канцлер Ги "Невзятый замок"

@настроение: размечтался, но это пройдет...

01:44 

детство золотое

Недавно мне приснилось, что я купил или у меня каким-то образом оказалась сборная модель корабля. И в этом сне я снова ощутил непередаваемую радость. Видно детское увлечение не отпускает меня до сих пор. Ведь большая часть моего детства - это коллекционирование сборных моделей. И почему-то интересовали меня всегда самолеты и корабли. Страдал я этой манией собирательства лет с шести и до шестнадцати. Какое же это было счастье: найти сборную модель, которую тебе хочется иметь в коллекции (ну, или ту, которую можешь себе позволить), принести домой, открыть коробку и тщательно изучить схему сборки. С самолетами все было несложно - их можно было собрать за день, а на воторй день оставалось разве что покрасить. Но корабли - это совсем другое. Сборка парусника обычно затягивалась дня на три. В первый день собирался корпус и палубы, основные надстройки. И даже если запал оставался, я сдерживал желание доделать все поскорее. На следующий день на палубах размещались мелкие детали и ставились мачты. А третий день я отводил под крепление парусов и всевозможного такелажа. И все эти три дня я чувствовал себя абсолютно счастливым, чувствовал, что у меня еще есть любимое дело. Когда же работа заканчивалась некоторое время можно было полюбоваться сделанной моделью, разместить ее на шкафу среди прочих и... все. На этом счастливое состояние заканчивалось.
Вот я и думаю, купи я себе сборную модель сейчас, испытал бы я такое же счастье, как в детстве?
Боюсь, впрочем, что вряд ли.

@музыка: statler brothers "Flowers on the wall"

@настроение: пять лет назад, а может, шесть или семь...

01:21 

звучание

Валлийский язык довольно здорово звучит. Вот, в качестве примера - отрывок поэмы из "книги Талиесина"
video.google.com/videosearch?q=Morning+Battle%3...
Да и картинка тут соответствующая.

@музыка: что-то с "радио валар"

@настроение: а завтра утром никуда не пойду!

20:14 

кино-история? история в кино? как-то так

недавно посмотрел фильм "Золотой век" - польстился на афишу. А фильм оказался более чем так себе. И дело даже не в исторической правде - да и черт с ней! Дело в другом. Снимать кино надо так, чтобы зритель во-первых, был в курсе событий; во-вторых, сопереживал героям (то есть они должны быть интересными); в-третьих, должен досидеть до конца фильма, жадно ловя каждое слово.
Кстати, о словах. экранное время должно быть насыщенным: в кадре должно либо всегда происходить действие, экшн, либо каждая пауза должна быть осмысленной, чтобы все невысказанное звучало в ушах зрителя. Благодаря этому, зритель забывает о времени - за время картины он может прожить несколько лет, а выходя из кинотеатра удивляться, что ничего вокруг не изменилось.
Так вот, в этом фильме ничего подобного нет. Что же до сюжета - то он до банальности скучен (или до скуки банален?): стареющая королева Елизавета, в душе которой борются личные чувства и долг перед страной. И это все. А как можно было бы раскрыть эту тему! Хотите гамму чувств королевы? пожалуйста: Елизавета и ее отношения с Парламентом - постоянное подчинение людей своей воле, мечты о Новом Свете и моральный выбор: казнить пиратов, идущих против божественных законов или жаловать их, поскольку они хороши для политики Англии; ожидание Великой Армады и постоянные мысли: а что если это не просто флот, а Божья кара за смену религии? А переписка с Иваном Грозным? Интересовал ли ее этот человек, или то была лишь политика? А отношение ее к культуре Возрождения? А к алхимии? ведь не случайно при ее дворе жил знаменитый Джон Дии - может, она хотела жить вечно? или оставаться всегда молодой?
Тут много еще чего можно придумать, чтобы наполнить фильм смыслом. Да кто бы взялся...

@настроение: так себеечное

01:29 

эко-логия

Интересный он все же человек. Кто? Да Умберто Эко, конечно! То, что он великолепный писатель - не новость. То, что он писатель для историков - тоже известно. Писатель, обладающий даром пост-виденья. Не пред- - как многие, а пост. Хотя воспринимают его подчас как-то однобоко. Например, как историка. И цитируют его фразу, что, мол, я лучше знаю знаю средневековье, чем современность, потому что живу там. Или как-то в этом роде.
А ведь он, как писатель, как мыслитель, как историк в том числе, как личность, наконец, мог возникнуть только при стечении всех тех обстоятельств, которые... которые, в общем, и возникли. Надо было родится в Пьемонте, повзрослеть в фашистской Италии, видеть 68 год, напряженно следить за всеми изменениями на карте Европы, стать пионером в деле компьютеризации... да много еще чего.
Убери хоть одну деталь, и у него в романах наверняка пропадет какой-нибудь оттенок, какая-либо грань.
К чему я это? Да так, подумалось. Мы все напоминаем алмазы, а жизнь придает нам огранку. Вот только мы сами не знаем, в какой момент нас огранивают...

@музыка: лампа жужжит

@настроение: как настроение принца? - как, как... скучает.

00:47 

и вспомню о Москве...

Долгое время я не любил Москву. Мне она казалась странной, какой-то очень уж запутанной, с какой-то уж чересчур богатой, но при этом однообразной историей - будто старушка вспоминает былое - и все в ее рассказе так значительно, и на всех событиях и героях она подробно останавливается - а в итоге все выглядит похожим, сливается в скучную серую череду...
Но, может быть такое впечатление сложилось от того, что меня пытались НАУЧИТЬ МОСКВЕ. Привить чувство родного города. Причем делали это люди, у которых была СВОЯ Москва. Они знали ее, ее центр, историю и накладывали это на свою жизнь. А потом пытались объяснить все это детям, выросшим в спальных районах. И это было глупо. Да. Мало жить в Москве, нужно иметь в ней свое: свои любимые места, которые будут являться тебе во снах, свои маршруты, свою погоду, свои воспоминания о людях, которые жили, бывали здесь или просто шли в свое время с тобой по этим хордам и радиусам.
И теперь я многое люблю в Москве: гламурную Тверскую, неформальный Арбат, Красную Площадь с ее зиккуратом и лабазом, Китай-город с чебуречной и историчкой, Бульвары - все, каждый за что-то свое, Коломенское с яблоневыми и вишневыми садами, кладбищем и церковью Усекновения Главы Иоанна Предтечи. И больше всего люблю Замоскворечье - за уют двориков, за церкви, особнячки, тишину переулков, за... да много за что. Всего и не опишешь...

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Вот и Пушкин любил Москву. Но нельзя восхищаться Москвой Пушкина, отбросив все остальные ее стороны. Одинаково хороши и усадьбы 17-го века, и шехтелевский модерн и современные, непонятно из чего построенные здания. Мне одинаково приятно смотреть, как возводится Москва-сити и как сохраняется сквозь времена сине-белая надпись "булочная" над первым этажом жилого дома в центре. Словом, Москва хороша вся - старая и новая, центр и окраины, летом и зимой - только это должна быть Москва, связанная с тобой - выростившая тебя и выросшая в тебе.
По-моему, так.

@музыка: тишина

@настроение: хребтоломит - страшная болезнь, передающаяся через общение с лопатой.

00:37 

И еще о книгах...

Прочитал "Метро 2033" - популярную в этом сезоне книгу. О жизни людей в московском метрополитене им. В.И. Ленина спустя 20 лет после ядерной войны. На поверхности - высокий уровень радиации, мутировавшие создания и частично разрушенный город. В метро же проживает около десяти тысяч человек. Живут по-разному, верят в разное, поклоняются разному.
Книгу эту можно читать тоже по-разному. Как фантастику, как вещь с социальной проблематикой, как антиутопию, как гротеск. Даже как собрание современных мифов.
Словом, она мне понравилась. Я вообще люблю книги, действие которых происходит в Москве и чтобы она проявлялась на страницах, показывая особенности эпохи. Таковы "Мастер и Маргарита", "Приключения Кроша", "Альтист Данилов" и некоторые другие. Прочтешь такую книгу и по-другому начинаешь воспринимать обыкновенные московские места и закоулки: каждый из них обретает в итоге свою индивидуальность. А эта книга добавляет острого соуса к облику каждой станции, заставляет вглядываться в ее особенности, отмечать моменты, о которых раньше и не задумывался...
И вот теперь, я, спускаясь на станции, ищу глазами гермозатворы...

@музыка: Башаков "Темной стороной"

@настроение: "эх, люди, люди... что же вы так..."

11:08 

Ex libris

Вот, перебирал тут на днях книги своей библиотеки. Хорошая библиотека, многоплановая. Много направлений, да и годы издания варьируются от 1900-х до 2000-х. Но самая старая книга (вернее, старые) - это несколько томиков небольшого формата - "Квентин Дорвард" Вальтера Скотта . Издано во Франции в 1827 году. Вроде бы ничего особенного - есть книги и постарше. Но если вдуматься - это прижизненное издание. Писатель еще жив и уже невероятно популярен. Подумать только, Вальтер Скотт - модный писатель!

@настроение: воскресенье и тишина - вот мой девиз

01:45 

пророчество

снился мне давеча сон. будто выглядываю я в окно, а там... Еще недавно там было лето и вдруг - густой снег покрывает все. И я удивлен, потому что на календаре - середина октября, и в то же время понимаю, что этот снег не растает - ни сегодня, ни завтра. И жить нам под снежным покровом до весны. Интересно - это буквально вещий сон, или иносказание? А может, и просто ерунда?

@настроение: поживем -увидим

19:51 

Язык. Не нос, не ухо, не нога...

Когда-то Чехов сказал, что чиновничий язык - невероятная гадость, и что говорящий на нем - будто покойник в гробу. Абсолютно с ним согласен. Правда, помимо чиновничьего языка есть еще и научный. Иногда он необходим - в тех случаях, когда требуется использовать специальные термины, а замены им нет. Но некоторые чересчур порой увлекаются использованием этого языка, начинают писать все, что бы они не писали, исключительно так. А потом начинают так говорить, а кто-то, возможно, и думать.
В прежние времена, чтобы отсечь профанов от знания, literati писали и говорили на латыни. Procul este profani. Каждому времени своя латынь, но принцип, по крайней мере в ряде случаев, точно такой же.

@музыка: никакой

@настроение: зима близко

02:11 



Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик,- конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
"Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?"

Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят: "Зеленная",- знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают.

В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить...
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!

Нда, отличная иллюстрация, что и говорить... Появляется будто из ниоткуда и исчезает.


21:24 

вдогонку

Эх, помнится былое. На каком-то курсе, смертельно скучая на парах, я развлекался тем, что разбирал "Гарри Поттера" на предмет соответствия волшебной сказке, пользуясь схемой Проппа. Как выглядят эти листочки от блочной тетради, я помню до сих пор, но вот найти их в домашнем беспорядке, боюсь, уже невозможно. А жаль. Перечитал бы.
Как-то давно нашел начало какого-то рассказа (фантастического), написанного еще в начале тернистого пути средней школы. Перечитал и был удивлен - какая же интересные идеи приходили в мою голову. А теперь? Фантазия моя, ау!
В связи с этим родилась загадка. Какая разница между голубем и образованием? Голубь пачкает голову снаружи, а образование - изнутри.
Не смешно? Вот и мне тоже.

21:14 

Толкиен, Льюис и Роулинг - три кита фэнтэзи...

Примерно такое высказывание встретилось мне на одном форуме. А дальше риторический вопрос: "Это что, сырой воздух Англии так действует?". Может быть. Но это действительно забавно - то, что три англичанина сумели создать такие вещи. Я согласен классифицировать их произведения как фэнтези, но только в том случае, если остальных писателей, подвизающихся на этом поприще, отнести в какой-нибудь другой жанр. Больно уж слово "фэнтези" нынче дискредитировано всякими бумагомараками.
Можно было бы назвать их творения сказками, но... Для сказок они чересчур объемны и чересчур многоплановы. Нет, определенно, нужно какое-то новое название для этого жанра. Можно ли выделить какие-то специфические для него черты?
Какие еще произведения можно поставить в ряд с вышеуказанными?
Очень бы хотелось услышать мнения.
Что касается характерных черт - могу предложить следующие:
- произведение с расширяющимся сюжетом, то есть, начинаясь в форме сказки, к своему концу подходит в форме эпоса.
- имеется связь с настоящим, реальным временем или миром.
- Главные герои внешне слабы или являются несовершеннолетними, побеждают за счет своих внутренних качеств.

@музыка: шум кулера

@настроение: отлынивающее-от-необходимой-работы-но-такое-приятное

18:46 

Рязань

Не так давно довелось мне побывать проездом в Рязани. Не в той, которая сейчас является админимстративным центром области, а в той, Старой Рязани. Городище произвело на меня сильное впечатление, правда, и не очень приятное. Был город, по территории судя, огромный. Если добавить чуть-чуть фантазии, то можно представить себе стены на этих валах, оживленные улицы, усадьбы... Когда-то было и это. И вот - чистое поле, огражденное валами. Запустение... И ветер гуляет. Но ощущение того, что ты стоишь посреди города почему-то сохраняется. Кажется, что вот-вот, должно только что-произойти и ты увидишь кипевшую некогда здесь жизнь своими глазами. А если посмотреть с валов на расстилающиеся поля за пределами города, можно представить, что они до горизонта заполнены лошадьми, кибитками, снующими людьми, и дым от множества монгольских костров поднимается в воздух...

@музыка: Ой чий той кінь стоїть

@настроение: да призадумался

Ба-альшой Синий Мимикродон

главная